понедельник, 3 февраля 2014 г.

Хорошо ли мы работаем?

В управлении персоналом давно стало нормой оценивать эффективность деятельности, а вот в преподавании, в ВУЗах еще все-таки болезненно к этому относятся. Конечно система оценки есть, но самооценкой вряд ли кто занимается.
А ведь преподаватель - эта личность, которая должна постоянно самосовершенствоваться, быть примером. Предлагаю небольшой алгоритм самооценки методического обеспечения. Считаю, что адаптировав, его можно использовать и в Корпоративных Университетах компаний.
Итак, за каждый положительный ответ ставим себе 1 балл, за отрицательный - 0 баллов.

  1. В рабочей программе (РП) приведены требования стандарта и указано на соответствие/несоответствие стандарту.
  2. Кроме перечня тем в рабочей программе четко сформулированны цели.
  3. В РП цели сформулированы в терминах, допускающих проверку.
  4. В курсе формулируются минимальные требования.
  5. В программе четко сказано, что должен делать студент, изучая курс, какие виды работ предстоит ему выполнить ( и сколько баллов он за это получит).
  6. Выбор организационных форм занятий соответствует целям и требованиям стандарта. Это графа "Уметь.... Знать... "
  7. Выполнение заданий требует от студентов творческого подхода.
  8. Задания представлены в нескольких вариантах
  9. Цели изучения курса четко сформулированы.
  10. Контролирующие материалы составлены в соответствии с целями.     
Вышеизложенное касалось рабочей программы, методических материалов. Перейдем теперь непосредственно к занятиям. Мы также легко можем провести самооценку своей работы на них по следующим пунктам:
  • Цели и задачи поставлены четко.
  • До студентов доведены тема и план занятия (если это лекция), а также ключевые вопросы, которых не должно быть больше 3.
  • Материал не повторяет учебник.
  • Преподаватель свободно владеет материалом, что позволяет ему легко отвечать на вопросы, отсутствует привязанность к конспекту).
  • Разнообразие средств наглядности.
  • Проблемная ситуация ставится и решается вместе со студентами.
  • Звучат активизирующие вопросы, стимулирующие диалог, обсуждение.
  • Происходит анализ конкретной ситуации.
  • Работы проходит также в парной и групповой форме.
  • Преподаватель размышляет вслух.
  • Большинство студентов работают активно.
  • Заранее четко и ясно излагаются требования к выполнению заданий, озвучиваются критерии оценки.
  • Преобладание положительных оценок (деятельности, результатов).
  • Присутствуют юмор, шутки в разумных пределах.
  • Создана обстановка доверия, уверенности в успехе.
  • Организация деятельности, но не поведения.
У каждого педагога есть аспекты работы, которые нуждаются в совершенствовании, коррекции. Однако, постоянная самооценка вместе с опросами студентов об их взаимодействии с преподавателем  поможет значительно улучшить работу последних, повысить качество занятий. Стоит однако отметить, что оцениваться должна не личность педагога, а именно его взаимодействие с учениками.

Рекомендованная структура курса (по аналогии с мировой общепринятой практикой):

  1. Общая информация о курсе.
  2. Силлайбус/Содержание (Темы)
  3. Литература для чтения
  4. Конспект лекций
  5. Задания
  6. Проектная работа (совместная деятельность студентов)
  7. Материалы для изучения
  8. Рекомендованные ресурсы (с разбивкой по темам)
  9. Материалы для скачивания (обычно это в пдф формате конспекты для лекций)

Комментариев нет:

Отправить комментарий